ГЕНЕАЛОГИЯ С ДЕТЬМИ

Когда и как обсуждать с детьми их предков, сколько колен, что рассказывать, а нужно ли? Вообще говоря все эти вопросы очень индивидуальны для каждой семьи и в первую очередь упираются в желания взрослого. Я поделюсь своим личным опытом и приведу мои наблюдения.

Мы с пятилетней дочкой часто говорим о ее прабабушках и прадедушках, к счастью с половиной из них она смогла познакомиться лично и достаточно часто общается. Про остальных я рассказываю интересные подробности, чтобы сформировать образ личности. Например, прадедушка Иван у нас любил супчики (когда мы их кушаем, это происходит намного веселее — у нас есть личный пример их любителя!), он первоклассно водил машину и не попал ни в одну аварию, а с женой, прабабушкой Машей, по вечерам они что-то обсуждали, чухали друг другу спинку… Вот прям как мы с дочкой. В целом я делюсь своими яркими воспоминаниями об этих людях, и дочка тоже формирует для себя их образ, находит в них пример для подражания. На данном этапе я редко заостряю внимание на недостатках, для этого еще придет время.

Нередко разговор заходит об ушедших поколениях, они получаются уже более… сказочными. Ребенок просто обожает слушать истории о далеких предках. С ними часто тесно переплетены какие-то исторические события, непривычный нам житейский уклад, необычные понятия. И это цепляет малыша. Ведь не зря они обожают исчезнувших динозавров — подспудно тянутся к необычному, недостижимому. И эти далекие люди тоже для них как динозавры — очень интересные, непонятные. Но в тоже время родные. На историях о далеких предках я часто объясняю какие-то события и явления минувших эпох.

Что нам это дает? С одной стороны ребенок понимает, что он не одинокий лепесток: у его семьи длинная история, множество людей жило, трудилось и старалось на благо своей семьи, чтобы в итоге родился он — наш малыш. У него психологически появляются более прочные корни, лучшее понимание себя в этом мире и понимание своей роли в семье. С другой стороны, на примере близких людей, через разные забавные истории он познает мир, узнает как можно решать те или иные задачи, узнает о том, что в семье ценно, чем можно гордиться и на кого равняться.

Кроме того, в последнее время дочку очень зацепила тема войны, как-то сама всплыла в разговоре. Что это такое, почему так важен мир. И в контексте этого обсуждается множество других вопросов. Почему, например, прабабушки все время стремятся ее накормить? Почему так удивляются, что у нее много игрушек, а у них разве не было? Отсюда возникает понимание ценности тех благ, что есть у нее.

Все это, конечно, можно обсуждать не привлекая предков, но это не будет так интересно и наглядно.

Год назад мы с дочкой начали оформлять альбом ее предков. Тогда я задалась вопросом скольких она сможет воспринять и не запутаться. Решила остановиться на тех коленах, у которых есть фото, то есть до ее пра-пра. Опытным путем установили, что ровно столько в свои 4 года она хорошо понимала и не путала между собой кто кому и кем приходится. Хотя если ограничиться прабабушками и прадедушками — это тоже будет замечательно и для малышей значительно проще. Создание альбома для нас было своеобразной игрой: мы придумали несколько анкетных вопросов, которые бы описывали каждого предка, распечатали фото. Каждому завели несколько страничек в альбоме, где дочка наклеила свои ответы, фотографии, нарисовала картиночки, украсила странички. Отдельно разместили всех предков на одном развороте и теперь дочка уже точно усвоила где чьи родители. Мы придумали для каждого делать хронологическую линейку из фото — видно как человек растет, взрослеет, стареет. И это было для дочки удивительно. Присутствуют в альбоме и семейные фото с подписями, и картинки значимых вещей. Также есть календарь семейных дат, но это скорее задел на будущее.

Наши обсуждения возникают спонтанно, в контексте каких-то игр или прочтения книг. Специально я только альбом запланировала. Интерес дочки конечно же подогревает моя собственная увлеченность данной темой. Когда у нее возникает вопрос, я обязательно отвечаю. И сейчас не смогу точно сказать когда именно мы начали говорить о предках. Мне кажется это было с самого рождения. И смею надеятся, эти знания помогут дочке в жизни, поддержат, дадут своеобразную опору.

Подводя итог, замечу, что если у вас самих есть интерес к предкам, дети подтянутся. В любом возрасте не рано и не поздно говорить о важных вещах, от возраста человека будет зависеть только в какой форме вы будете передавать ему информацию. Мы с 5-летней дочкой по большей части играем. С детьми 9-12 лет можно вести более основательные беседы, привлекать их к роли семейных репортеров, к оформлению родословных, разбирать и обсуждать разные события в жизни предков или просто делиться историями и впечатлениями.

Хороших Вам игр и исследований!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *