В центре внимания – Метрические книги (МК), которые являются одними из ключевых документов для восстановления родословной в дореволюционное время. Они представляют собой записи о рождении (крещении), вступлении в брак (венчании) и смерти (погребении). В некоторых конфессиях присутствует также раздел о разводе и иногда может быть отдельно вынесен раздел о смене конфессии. Велись приходскими священниками. Изучая эти документы, мы постепенно восстанавливаем состав семьи, родовые связи, причины смертей и т.д. В данной статье хочу обсудить особенности МК, которые велись на территориях современной Беларуси.
Когда вы начинаете работу с МК, как правило в руки попадают документы конца XIX – начала ХХ века. Они мало отличаются от аналогичных по всей территории Российской империи (РИ). Разве что по форме фамилий сразу поймете, что держите в руках документ Западного края: превалировать будут формы на -ич, -ский/-цкий, -ко/-ок, -ук/-юк. Отдельно отмечу, что фамилии у христиан вне зависимости от сословия тут присутствуют за весь период ведения МК.
В МК, которые велись на территории современной Беларуси есть свои нюансы, вытекающие из исторической действительности. Первый аспект, который нужно учитывать – эти земли вошли в состав РИ после разделов Речи Посполитой в три подхода с 1772 по 1795 (см. карту). Несмотря на это территории продолжали жить по своему Статуту вплоть до полной его отмены в 1840 году. За этот период реалии жизни всех сословий несколько отличались от существовавших в РИ, что находит отражение во многих документах того времени, но сейчас вернемся к МК.
Один из серьезных сюрпризов поджидает нас в 1834 году: большая часть православных метрик ведется на польском языке, а если присмотреться в шапки метрик, то уже с 1838 можно увидеть, что церковь записана как греко-униатская.
Дело в том, что на землях бывшего ВКЛ в 1596 была проведена попытка реформы христианства (Брестская уния) с целью “подружить” ответвления греческого и римского обрядов. В результате получили третью конфессию, следующую обрядам греческого образца, но подчиняющуюся Риму напрямую. К моменту вступления земель современной Беларуси в РИ доля униатов составляла ок. 75% от всего населения, а значит превалирующее большинство исследователей будут работать именно с этими документами. В восстании 1830 года униаты отметились особенно, что в 1835 отразилось в МК как переход с польского на русский язык, а уже в 1839 униаты были переведены в православие. Соответственно, с 1834 и глубже униатские МК вы будете изучать на польском языке за редким исключением. В этом нет ничего страшного, главное понимать структуру документа и выучить несколько ключевых слов на польском.
Православных приходов за этот период гораздо меньше, но они также имеются. Их вы сразу узнаете – МК до будут вестись на русском языке.
В униатских метриках нередко встречаются прихожане смежных конфессий: православные и католики. Чаще как восприемники-кумовья или свидетели, но иногда записаны и как целевые особы.
И тут мы подошли к еще одному нюансу. Большинство исследователей в конце XIX века начинают работать с православными предками, а потом некоторые семьи резко теряются. Переезд? Чаще всего проблема в другом. Перед разделами Речь Посполитая была католическим государством, но при этом тут хорошо себя чувствовали униаты и уже не было особых ущемлений иных конфессий. После вступления в состав РИ в обществе начался процесс подстройки к новым реалиям. Католики нередко переходили в униаты, после отмены униатства уже наоборот, бывшие униаты переходят в католицизм. Во второй половине XIX века наблюдается массовый переход католиков в православие или лютеранство.
Кроме того, в христианские конфессии активно переходят бывшие иудеи.
А также учитываем достаточно распространенных старообрядцев (бежавшие из Русского царства после церковной реформы 1650-60-ых годов) и магометан. Поэтому не спешите списывать пропажу предков из МК на переезд, проверьте приходы иных конфессий. Встретить подтверждение о переходе можно как в самих МК, так и среди документов руководства искомой конфессии (консисторий, например). Также встречала в фондах городских дум дела о смене веры мещанами, раскольниками и пр. В фондах губернского правления находятся прошения прихожан об открытии молитвенных домов (магометан, старообрядцев и др.).
Еще один момент. В Речи Посполитой процент привилегированного населения (шляхты) был достаточно высок: 10-15% населения в разных поветах. И даже после разборов шляхты в РИ (1800-30-е годы) процент этот остался высок. Чаще всего это были католики. Мобильная прослойка населения, которую словить в МК не всегда легко. Мещане к слову также часто переезжали.
Для тех, кому важны даты, имейте ввиду, что Речь Посполитая в 1582 с легкой руки Стефана Батория перешла на григорианский календарь, который мы сейчас называем новым стилем. Поэтому будьте внимательны: при вступлении территорий в состав РИ календарь вновь ведется по старому стилю. Иногда на заглавной странице оговаривается какому календарю следует документ. Если же это не отмечено специально, сверяйтесь по церковным ограничениям, которые накладывались на дни венчаний.
Немножко по информации, которая меня порадовала. В униатских МК, как и в католических, вы нередко встретите девичью фамилию матери при крещении ребенка. Также можно увидеть, что детей нарекают сразу двумя именами: одно крестильное (пойдет дальше во все документы) и второе дают при миропомазании. Что касается венчаний, то тут информация будет меняться: за некоторые периоды XVIII-нач. XX вв. будут указываться родители и возраст венчающихся, где-то будет сказано только то, что молодые вступают в брак впервые или же вдовцы.
Самые старые метрики, сохранившиеся по территории современной Беларуси, относятся ко 2-ой половине XVII века. В них мы увидим только имя ребенка, фамилию и имя отца, а также восприемников.
Неплохая сохранность метрик с 1740-ых годов, иногда можно встретить поздние переписки с более ранних документов.
Как видим, даже самые старые документы информативны и в состоянии пролить свет на нашу родословную.
Тут я собрала наиболее яркие примеры особенностей МК по территории современной Беларуси, с которыми довелось столкнуться при исследованиях. Нюансов на самом деле намного больше в зависимости от конфессий и рассматриваемого периода, но они уже не столь критичны.
Хороших всем исследований!